Здесь представлены воспроизведения различных картин и рисунков художников Италии XV—XVIII вв., Испании, Фландрии и Голландии XVII в., Франции XVII—XIX вв., Бельгии и Англии XIX в.Флорентийский живописец первой половины XV в Франческо Пезеллино был известен как блестящий миниатюрист. К числу его лучших графических работ относятся разрозненные ныне листы, служившие иллюстрациями для рукописной книги о Второй Пунической войне.
Один из листов изображает героя этой войны Сципиона Африканского —знаменитого древнеримского полководца. Яркая красочность, тонкий и точный рисунок, интерес к передаче форм человеческого тела, общая героизация образа и само обращение к истории древнего Рима делают это произведение характерным памятником искусства раннего итальянского Возрождения.
Марко Антонио Франческини (1648-1729)
"Голова девушки"
Марко Антонио Франческини — болонскому художнику конца XVII — начала XVIII в. — приписывается картина «Голова девушки», являющаяся, по всей вероятности, портретом. Мастер академического направления, блестяще владеющий рисунком и светотеневой моделировкой форм, подчеркнул в этом образе нежную миловидность молодой итальянки.
Помпео Джироламо Батони ( 1708-1787)
" Геркулес на распутье"
Помпео Джироламо Б а т о н и, работавший в XVIII в. в Риме, писал главным образом большие нарядные полотна на религиозные, аллегорические и мифологические темы. К последним относится картина «Геркулес на распутье» (1765). Прославленный герой греческой мифологии Геркулес, изображенный в виде прекрасного юноши, размышляет о том, что ему предпочесть — новые подвиги, к которым его призывает строгая Минерва, или любовь, олицетворенную в образе Венеры.
Антонио Переда ( 1608-1678) " Натюрморт"
Испанец Антонио Переда в своем «Натюрморте» (1652) выявляет характерную для многих мастеров XVII в. любовь к материальности и конкретности форм. Каждый предмет передан им с удивительной точностью очертаний, объема и фактуры.
Девид Тенирс ( 1610-1690) " Караульня"
Давид Тенирс Младший, творчеством которого завершается яркий расцвет фламандской живописи XVII .К числу излюбленных художником бытовых тем принадлежит картина «Караульня» (1642), в которой дана многолюдная сцена: в просторном помещении непринужденно расположилась на отдых группа солдат и офицеров.
Девид Тенирс ( 1610-1690)
"Деревенский праздник"
Часто писал Тенирс и картины из жизни крестьян. Он предпочитал, однако, изображать не моменты труда, а деревенские свадьбы и всевозможные празднества (такова и картина «Деревенский праздник», 1648 г.), идиллически трактуя своих веселящихся принаряженных поселян.
Девид Тенирс " Приморская гавань"
«Приморская гавань» — пример пейзажных работ мастера. Здесь Тенирс соединил свое тонкое чувство наблюдения природы с уменьем эффектно скомпановать различные элементы: размещение кораблей и прибрежных скал, оживленно деятельные фигурки людей и бегущие по небу облака.
Дирк Гальс ( 1591-1656) " Весёлое общество в таверне"
Дирк Г а л ь с — младший брат и ученик великого голландского художника Франса Гальса — является одним из ранних представителей голландской жанровой живописи XVII в. В его картине «Веселое общество в таверне» (1626) чувствуется еще некоторая нарочитость поз, мимики и жестов фигур. Но само обращение к подобной теме носило в тот период печать новизны.
Альберт Кейп ( 1620-1691) " Закат на реке"
Картина «Закат на реке» работы Альберта К е й п а является характерным образцом голландской пейзажной живописи XVII в. Как правило, голландские пейзажисты не стремились к усложнению своих картин, к поискам каких-либо эффектов. Так и здесь. В самых обычных мотивах — в спокойном течении реки, озаренной заходящим солнцем, в незатейливых фигурах разговаривающих крестьян и мирно пасущихся па пригорке овцах — художник нашел подлинную красоту и поэзию.
Клод Лоррен ( 1600-1682) " Полдень"
В картине «Полдень» (1651) представитель французского классицизма, пейзажист Клод Лоррен изобразил не определенную местность, а отобрал и скомпановал различные элементы любимой им итальянской природы: величавые купы деревьев, древние арочные мосты и руины античного храма, далекие равнины и цепи гор. Согласно традиции того времени пейзаж оживлен группой евангельских персонажей: Мария с младенцем Христом, Иосиф и ангел расположились на отдых у реки.
Никола Ланкре ( 1690-1743) "Брачный контракт"
Французский живописец Никола Ланкре, вдохновившись сказкой Лафонтена «Мена жен», представил в картине «Брачный контракт» забавный эпизод; двое крестьян, решив поменяться женами, пригласили нотариуса юридически оформить эту сделку. С легкой иронией трактованы художником действующие лица этой сцены.
Жан Батист Грез ( 1725-1805) "Голова девушки в чепце"
С большой долей непосредственности запечатлел французский художник Жан Батист Грез трогательную, чуть застенчивую улыбку своей скромной модели в картине "Голова девушки в чепце» (исп. в 1700-х гг.).
Гюбер Робер ( 1733-1808) "Вилла Мадама под Римом"
Гюбер Р о б е р — французский пейзажист второй половины XVIII в. был прозван современниками «певцом руин». Не раз его внимание привлекала вилла Мадама под Римом, построенная в начале XVI в. по проекту Рафаэля и Джулио Романо для кардинала Джулио Медичи. Оставшись недостроенной, эта загородная вилла находилась в XVIII в. в полуразрушенном состоянии. Ее живописные, поросшие зеленью руины и запечатлены Г. Робером на рисунке акварелью и тушью, исполненном в середине 1760-х гг.
Жорж Мишель ( 1763-1843) "Пейзаж с мельницей"
«Пейзаж с мельницей» работы Жоржа Мишеля — один из ярких примеров французского реалистического пейзажа второй четверти XIX в. Изображенный художником момент — приближение грозы — сообщает всей картине настроение тревожного ожидания.
Эжен Делакруа ( 1798-1863) " Львиная охота в Марокко"
Ведущий мастер французского романтизма в живописи — Эжен Делакруа — страстно любил образы Востока, напряженные драматические ситуации. Такова его поздняя картина «Львиная охота в Марокко» (1854), повествующая о смелости и мужестве марокканских охотников. Яркое звучание красок усиливает эмоциональную остроту происходящей сцены.
Жозеф Клод Байль ( 1862-1921) " Поварёнок на кухне"
Французский художник Жозеф Клод Байль писал главным образом поверхностные жанровые сцены. В картине «Поваренок на кухне» (1893), изображающей подвыпившего поваренка, он не ставит иной цели, кроме того, чтобы слегка позабавить зрителя.
Луи Галле ( 1810-1887) " Семья рыбака"
У бельгийского исторического живописца Луи Галле встречаются и жанровые картины. К ним относится «Семья рыбака» (1848), проникнутая искренним интересом мастера к современным героям. Суров и спокоен смотрящий на море рыбак, но тревога за его судьбу наложила печать озабоченности на лицо жены
Флоран Виллемс ( 1823-1905) " Составление письма"
Бельгийский художник второй половины XIX в. Флоран В и л л е м с охотно подражал в своей живописной манере голландским жанристам XVII в. Отсюда его любовь к передаче фактуры тканей и предметов, к тщательной выписанности деталей, отчетливо проявившихся в его картине «Составление письма».
Гюстав де Ионге ( 1829-1893) " После прогулки"
Характерные для многих европейских художников конца XIX в. поиски более светлой красочности и воздушной прозрачности сказались частично и в картине «После прогулки» бельгийского живописца Гюстава де И о н г е. Нежен и привлекателен в этом произведении и сам образ молодой девушки, мечтательно отдыхающей в кресле.
Альфред Ист ( 1849-1913) "Осенний пейзаж"
Английский пейзажист Альфред И с т в своем рисунке (Осенний пейзаж» (1901), исполненном акварелью и гуашью, с большой свежестью передал пышные коричневато-оранжевые кроны деревьев, яркость окраски которых подчеркнута темно-синей полосой реки и голубоватыми строениями города на противоположном берегу.
Мирис ( 1635-1681) "Утро молодой дамы"
Франс Снейдерс ( 1579-1657) "Фруктовая лавка"
Паоло Веронезе ( 1528-1588) "Оплакивание Христа"
Ян Веникс (1640-1719) " Охотничьи трофеи"
Питер Клас ( 1597-1661)
"Завтрак с рыбой и лимоном"
Франс Снейдерс (1579-1657) " Натюрморт с лебедем"
Фламандская школа.
Антонио Переда "Натюрморт" Испанская школа.
Один из листов изображает героя этой войны Сципиона Африканского —знаменитого древнеримского полководца. Яркая красочность, тонкий и точный рисунок, интерес к передаче форм человеческого тела, общая героизация образа и само обращение к истории древнего Рима делают это произведение характерным памятником искусства раннего итальянского Возрождения.
Марко Антонио Франческини (1648-1729)
"Голова девушки"
Марко Антонио Франческини — болонскому художнику конца XVII — начала XVIII в. — приписывается картина «Голова девушки», являющаяся, по всей вероятности, портретом. Мастер академического направления, блестяще владеющий рисунком и светотеневой моделировкой форм, подчеркнул в этом образе нежную миловидность молодой итальянки.
Помпео Джироламо Батони ( 1708-1787)
" Геркулес на распутье"
Помпео Джироламо Б а т о н и, работавший в XVIII в. в Риме, писал главным образом большие нарядные полотна на религиозные, аллегорические и мифологические темы. К последним относится картина «Геркулес на распутье» (1765). Прославленный герой греческой мифологии Геркулес, изображенный в виде прекрасного юноши, размышляет о том, что ему предпочесть — новые подвиги, к которым его призывает строгая Минерва, или любовь, олицетворенную в образе Венеры.
Антонио Переда ( 1608-1678) " Натюрморт"
Испанец Антонио Переда в своем «Натюрморте» (1652) выявляет характерную для многих мастеров XVII в. любовь к материальности и конкретности форм. Каждый предмет передан им с удивительной точностью очертаний, объема и фактуры.
Девид Тенирс ( 1610-1690) " Караульня"
Давид Тенирс Младший, творчеством которого завершается яркий расцвет фламандской живописи XVII .К числу излюбленных художником бытовых тем принадлежит картина «Караульня» (1642), в которой дана многолюдная сцена: в просторном помещении непринужденно расположилась на отдых группа солдат и офицеров.
Девид Тенирс ( 1610-1690)
"Деревенский праздник"
Часто писал Тенирс и картины из жизни крестьян. Он предпочитал, однако, изображать не моменты труда, а деревенские свадьбы и всевозможные празднества (такова и картина «Деревенский праздник», 1648 г.), идиллически трактуя своих веселящихся принаряженных поселян.
Девид Тенирс " Приморская гавань"
«Приморская гавань» — пример пейзажных работ мастера. Здесь Тенирс соединил свое тонкое чувство наблюдения природы с уменьем эффектно скомпановать различные элементы: размещение кораблей и прибрежных скал, оживленно деятельные фигурки людей и бегущие по небу облака.
Дирк Гальс ( 1591-1656) " Весёлое общество в таверне"
Дирк Г а л ь с — младший брат и ученик великого голландского художника Франса Гальса — является одним из ранних представителей голландской жанровой живописи XVII в. В его картине «Веселое общество в таверне» (1626) чувствуется еще некоторая нарочитость поз, мимики и жестов фигур. Но само обращение к подобной теме носило в тот период печать новизны.
Альберт Кейп ( 1620-1691) " Закат на реке"
Картина «Закат на реке» работы Альберта К е й п а является характерным образцом голландской пейзажной живописи XVII в. Как правило, голландские пейзажисты не стремились к усложнению своих картин, к поискам каких-либо эффектов. Так и здесь. В самых обычных мотивах — в спокойном течении реки, озаренной заходящим солнцем, в незатейливых фигурах разговаривающих крестьян и мирно пасущихся па пригорке овцах — художник нашел подлинную красоту и поэзию.
Клод Лоррен ( 1600-1682) " Полдень"
В картине «Полдень» (1651) представитель французского классицизма, пейзажист Клод Лоррен изобразил не определенную местность, а отобрал и скомпановал различные элементы любимой им итальянской природы: величавые купы деревьев, древние арочные мосты и руины античного храма, далекие равнины и цепи гор. Согласно традиции того времени пейзаж оживлен группой евангельских персонажей: Мария с младенцем Христом, Иосиф и ангел расположились на отдых у реки.
Никола Ланкре ( 1690-1743) "Брачный контракт"
Французский живописец Никола Ланкре, вдохновившись сказкой Лафонтена «Мена жен», представил в картине «Брачный контракт» забавный эпизод; двое крестьян, решив поменяться женами, пригласили нотариуса юридически оформить эту сделку. С легкой иронией трактованы художником действующие лица этой сцены.
Жан Батист Грез ( 1725-1805) "Голова девушки в чепце"
С большой долей непосредственности запечатлел французский художник Жан Батист Грез трогательную, чуть застенчивую улыбку своей скромной модели в картине "Голова девушки в чепце» (исп. в 1700-х гг.).
Гюбер Робер ( 1733-1808) "Вилла Мадама под Римом"
Гюбер Р о б е р — французский пейзажист второй половины XVIII в. был прозван современниками «певцом руин». Не раз его внимание привлекала вилла Мадама под Римом, построенная в начале XVI в. по проекту Рафаэля и Джулио Романо для кардинала Джулио Медичи. Оставшись недостроенной, эта загородная вилла находилась в XVIII в. в полуразрушенном состоянии. Ее живописные, поросшие зеленью руины и запечатлены Г. Робером на рисунке акварелью и тушью, исполненном в середине 1760-х гг.
Жорж Мишель ( 1763-1843) "Пейзаж с мельницей"
«Пейзаж с мельницей» работы Жоржа Мишеля — один из ярких примеров французского реалистического пейзажа второй четверти XIX в. Изображенный художником момент — приближение грозы — сообщает всей картине настроение тревожного ожидания.
Эжен Делакруа ( 1798-1863) " Львиная охота в Марокко"
Ведущий мастер французского романтизма в живописи — Эжен Делакруа — страстно любил образы Востока, напряженные драматические ситуации. Такова его поздняя картина «Львиная охота в Марокко» (1854), повествующая о смелости и мужестве марокканских охотников. Яркое звучание красок усиливает эмоциональную остроту происходящей сцены.
Жозеф Клод Байль ( 1862-1921) " Поварёнок на кухне"
Французский художник Жозеф Клод Байль писал главным образом поверхностные жанровые сцены. В картине «Поваренок на кухне» (1893), изображающей подвыпившего поваренка, он не ставит иной цели, кроме того, чтобы слегка позабавить зрителя.
Луи Галле ( 1810-1887) " Семья рыбака"
У бельгийского исторического живописца Луи Галле встречаются и жанровые картины. К ним относится «Семья рыбака» (1848), проникнутая искренним интересом мастера к современным героям. Суров и спокоен смотрящий на море рыбак, но тревога за его судьбу наложила печать озабоченности на лицо жены
Флоран Виллемс ( 1823-1905) " Составление письма"
Бельгийский художник второй половины XIX в. Флоран В и л л е м с охотно подражал в своей живописной манере голландским жанристам XVII в. Отсюда его любовь к передаче фактуры тканей и предметов, к тщательной выписанности деталей, отчетливо проявившихся в его картине «Составление письма».
Гюстав де Ионге ( 1829-1893) " После прогулки"
Характерные для многих европейских художников конца XIX в. поиски более светлой красочности и воздушной прозрачности сказались частично и в картине «После прогулки» бельгийского живописца Гюстава де И о н г е. Нежен и привлекателен в этом произведении и сам образ молодой девушки, мечтательно отдыхающей в кресле.
Альфред Ист ( 1849-1913) "Осенний пейзаж"
Английский пейзажист Альфред И с т в своем рисунке (Осенний пейзаж» (1901), исполненном акварелью и гуашью, с большой свежестью передал пышные коричневато-оранжевые кроны деревьев, яркость окраски которых подчеркнута темно-синей полосой реки и голубоватыми строениями города на противоположном берегу.
Мирис ( 1635-1681) "Утро молодой дамы"
Франс Снейдерс ( 1579-1657) "Фруктовая лавка"
Паоло Веронезе ( 1528-1588) "Оплакивание Христа"
Ян Веникс (1640-1719) " Охотничьи трофеи"
Питер Клас ( 1597-1661)
"Завтрак с рыбой и лимоном"
Франс Снейдерс (1579-1657) " Натюрморт с лебедем"
Фламандская школа.
Антонио Переда "Натюрморт" Испанская школа.