В западноевропейской живописи XV—XVI веке натюрморт еще не выделился в самостоятельный жанр и изображение отдельных предметов, в том числе фруктов и цветов, встречалось лишь в качестве дополнения в сюжетных композициях.
Только в искусств XVII века, в связи со все возраставшим интересом к материальному миру и его разнообразным конкретным формам, натюрморт, как определенный вид картин, впервые получил широкое распространение. Более того, произошло разделение и внутри этого жанра-появились разновидности натюрмортов: так называемые «завтраки», с предметами столовой сервировки и еды, натюрморты с охотничьими трофеями или рыбами и целый ряд других. Значительное развитие в XVII веке, особенно в искусстве Фландрии и Голландии, получили натюрморты с изображением фруктов и цветов.
Здесь представлены воспроизведения именно с такого рода натюрмортов, исполненных фламандскими, голландскими, немецкими, французскими и итальянскими художниками XVII—XX веков. В нем показан ряд первоклассных образцов, по которым можно судить о различных особенностях живописной манеры, характере и выборе мотивов у тех или иных мастеров.
"Фрукты и попугай" Ян Фейт (1611-1661)
Один из главных представителей фламандского натюрморта Ян Фейт в картине «Фрукты и попугай» (1645), с присущей ему цельностью колорита, мягко объединяет общим золотистым тоном многоцветность изображенных предметов: синий узор фаянсовой посуды и приглушенную зелень листьев, жёлтые и красноватые оттенки спелых, сочных плодов — персиков, винограда, груш. Эта небольшая картина, проникнутая свойственной всей фламандской живописи жизнерадостностью, словно прославляет дары щедрой природы.
"Натюрморт с фруктами" Бальтазар ван дер Аст
(род. до 1590 ум. после 1656)
Близкий по мотиву «Натюрморт с фруктами», голландского художника первой половины XVII века Бальтазара ван дер Аста, обнаруживает несколько иную тенденцию. Различные фрукты цветов, размещенные в кажущемся беспорядке, написаны с большой точностью передачи каждой отдельной формы, особенностей ее окраски и фактуры. Здесь выступает на первый план стремление мастера тщательно изучить предметный мир и раскрыть его разнообразие перед зрителем.
"Натюрморт с фруктами" Виллем ван Альст
В более позднем «Натюрморте с фруктами» (1681) Виллема ван Альста заметно характерное для всей голландской живописи конца XVII века нарастание декоративных элементов: немногие светлые пятна красок эффектно выделяются на общем темном фоне картины, крупные персики и большая гроздь винограда помещены рядом с вычурной по форме золоченой вазой.
Во второй половине XVII века появились в Голландии и нарядные натюрморты с пышными букетами цветов, в которых с исключительной тщательностью передан каждый листик и лепесток.
"Цветы" Ян ван Гейсум (1682-1749)
Примером таких картин могут служить «Цветы в вазе» Яна Давидса де Гема и исполненные в начале XVI «Цветы» (1722) Яна ван Гейсума, отличающиеся светлыми красками и еще большим вниманием к мельчайшим подробностям (муравьи и мухи на цветах, травинки и птичье гнездышко около вазы).
"Натюрморт с цветами и закуской "
Георг Флегель (1563-1638)
Заметное развитие, хотя и меньшее чем в Голландии, получил натюрморт в немецком искусстве. Основоположником этого жанра в Германии был Георг Флегель, работавший в конце XVI — начале XVII века.Отличным образцом его картин с «мертвой природой» является «Натюрморт с цветами и закуской». Он характеризуется четким, несколько жестким рисунком, подчеркнутой построенностью композиции и попыткой философского осмысления в отборе и сопоставлении предметов (еда, необходимая для жизни человека; цветы, радующие его взор, и песочные часы, напоминающие о быстротекущем времени, т. е. о бренности земного существования).
"Цветы в вазе" Абрагам Миньон (1640-1679)
Другой образец немецкого натюрморта «Цветы в вазе» Абрагама Миньона близок по типу к голландским картинам подобного жанра, так как сам мастер большую часть жизни проработал в Голландии и испытал сильное влияние голландской живописи второй половины XVII века.
Во французском искусстве XVII века натюрморты встречаются сравнительно редко. Тем более интересно отметить декоративные достоинства и живописное мастерство картины «Цветы и фрукты» неизвестного французского художника XVII века, с большим вкусом поместившего на коричневом фоне немногочисленные яркие, красочные пятна крупных цветов и плодов
"Натюрморт с яблоками" А. Барбье
Исключением для французской живописи начала XIX века, когда господствовал классицизм с его преклонением перед образами античного искусства, является скромный и простой по мотиву «Натюрморт с яблоками» (1823), подписанный именем Л. Барбье творческая биография которого пока остается неизвестной.
"Цветы" Симон Сен-Жак (1808-1860)
«Ц в е т ы» (1856) французского художника Симона Сен-Жана, специализировавшегося на подобных на натюрмортах. исполнены на первый взгляд довольно искусно, но по сути это поверхностное произведение написано под большим воздействием вкусов невзыскательной части публики.
"Цветы в глиняной вазе" Анри Фантен-Латур (1836-1904)
Известным французским художником второй половины XIX века был Анри Фантен-Латур Его маленькая по размеру картина «Цветы в глиняной вазе» (1883) привлекает удивительной свежестью красок и непосредственностью восприятия мастера.
"Букет цветов в вазе" Поль Сезанн (1839-1906)
Большое место занимает натюрморт в искусстве одного из крупнейших французских художников Поля Сезанна. Относящийся к раннему периоду его деятельности «Букет цветов в вазе» (исп. в 1873—1875г.г.) уже указывает на путь главных исканий мастера: во имя того, чтобы добиться наибольшей полноты в изображении материальности вещей, не притушая силы красок. Сезанн пришел к убеждению, что форму следует передавать самим цветом. Так, например, здесь объем вазы дан не глухими серыми тенями, а целой гаммой оттенков голубого цвета. Столь же тонко разработана и красочность букета.
"Натюрморт с драпировкой" Поль Сезанн
В зрелом произведении Сезанна — «Натюрморте с драпировкой» (1898—1899)— можно увидеть множество цветовых переходов в каждом изображенном предмете. Все формы, лишенные мелочной детализации, приобретают весомую материальность и обобщенность контура и объема. Однако эти бесспорные живописные завоевания ведут к известной утрате конкретности — здесь трудно утверждать, какие точно фрукты сверкают перед зрителем переливами желтых и оранжевых тонов.
"Подсолнечники в вазе" Анри Матисс (1869-1954)
Выдающийся французский художник Анри Матисс, стремясь выработать новый живописный язык, наибольшее внимание уделял поискам повышенно интенсивной красочности. Его небольшой ранний этюд «Подсолнечники в вазе» (1890) свидетельствует о выработке молодым художником свободного широкого мазка, которым он быстро и уверенно наносит на холст увиденное в натуре.
"Букет" Анри Матисс
Для сложившейся в 1900-х годах живописной манеры Матисса типичен «Букет» с его яркими, звучными красками, создающими радостное праздничное настроение.
"Цветы" Шарль Манген (1874-1943)
В русле колористических исканий развивалось творчество Отона Фриеза ( «Цветы» (1910), с их несколько приглушенной, но богатой красочностью) и Шарля Мангена (см. «Цветы» (1915), — несложные по мотиву, однако приятные свежестью красок).
"Пионы" Пьер Жирье (1876-1940)
Натюрморт «Пионы» (1906) — менее значительного, чем предыдущие мастера французского художника Пьера Жирье — с присущим ему контрастным сопоставлением цвета и подчеркнутыми контурами рисунка создает впечатление декоративной вышивки или ковра.
"Ваза с фруктами" П. Пикассо
Кисти одного из крупнейших художников XX века Пикассо принадлежит «Ваза с фруктами» (1909), написанная в кубистической манере. Стремясь к выявлению пластических качеств предметов и их чистой геометрической формы, Пикассо отказался от живой конкретности в передаче реальной действительности.
Наиболее поздней по времени написания является в данном комплекте картина «Ц в е т ы» (1928) итальянского художника Филиппо де Пизис, завоевавшего широкую известность светлыми и нежными по тонам и легкими и свободными по наложению мазков натюрмортами.
"Персики и груши" Поль Сезанн
"Цветы и фрукты" Неизвестный французский
художник XVII века
Только в искусств XVII века, в связи со все возраставшим интересом к материальному миру и его разнообразным конкретным формам, натюрморт, как определенный вид картин, впервые получил широкое распространение. Более того, произошло разделение и внутри этого жанра-появились разновидности натюрмортов: так называемые «завтраки», с предметами столовой сервировки и еды, натюрморты с охотничьими трофеями или рыбами и целый ряд других. Значительное развитие в XVII веке, особенно в искусстве Фландрии и Голландии, получили натюрморты с изображением фруктов и цветов.
Здесь представлены воспроизведения именно с такого рода натюрмортов, исполненных фламандскими, голландскими, немецкими, французскими и итальянскими художниками XVII—XX веков. В нем показан ряд первоклассных образцов, по которым можно судить о различных особенностях живописной манеры, характере и выборе мотивов у тех или иных мастеров.
"Фрукты и попугай" Ян Фейт (1611-1661)
Один из главных представителей фламандского натюрморта Ян Фейт в картине «Фрукты и попугай» (1645), с присущей ему цельностью колорита, мягко объединяет общим золотистым тоном многоцветность изображенных предметов: синий узор фаянсовой посуды и приглушенную зелень листьев, жёлтые и красноватые оттенки спелых, сочных плодов — персиков, винограда, груш. Эта небольшая картина, проникнутая свойственной всей фламандской живописи жизнерадостностью, словно прославляет дары щедрой природы.
"Натюрморт с фруктами" Бальтазар ван дер Аст
(род. до 1590 ум. после 1656)
Близкий по мотиву «Натюрморт с фруктами», голландского художника первой половины XVII века Бальтазара ван дер Аста, обнаруживает несколько иную тенденцию. Различные фрукты цветов, размещенные в кажущемся беспорядке, написаны с большой точностью передачи каждой отдельной формы, особенностей ее окраски и фактуры. Здесь выступает на первый план стремление мастера тщательно изучить предметный мир и раскрыть его разнообразие перед зрителем.
"Натюрморт с фруктами" Виллем ван Альст
В более позднем «Натюрморте с фруктами» (1681) Виллема ван Альста заметно характерное для всей голландской живописи конца XVII века нарастание декоративных элементов: немногие светлые пятна красок эффектно выделяются на общем темном фоне картины, крупные персики и большая гроздь винограда помещены рядом с вычурной по форме золоченой вазой.
Во второй половине XVII века появились в Голландии и нарядные натюрморты с пышными букетами цветов, в которых с исключительной тщательностью передан каждый листик и лепесток.
"Цветы" Ян ван Гейсум (1682-1749)
Примером таких картин могут служить «Цветы в вазе» Яна Давидса де Гема и исполненные в начале XVI «Цветы» (1722) Яна ван Гейсума, отличающиеся светлыми красками и еще большим вниманием к мельчайшим подробностям (муравьи и мухи на цветах, травинки и птичье гнездышко около вазы).
"Натюрморт с цветами и закуской "
Георг Флегель (1563-1638)
Заметное развитие, хотя и меньшее чем в Голландии, получил натюрморт в немецком искусстве. Основоположником этого жанра в Германии был Георг Флегель, работавший в конце XVI — начале XVII века.Отличным образцом его картин с «мертвой природой» является «Натюрморт с цветами и закуской». Он характеризуется четким, несколько жестким рисунком, подчеркнутой построенностью композиции и попыткой философского осмысления в отборе и сопоставлении предметов (еда, необходимая для жизни человека; цветы, радующие его взор, и песочные часы, напоминающие о быстротекущем времени, т. е. о бренности земного существования).
"Цветы в вазе" Абрагам Миньон (1640-1679)
Другой образец немецкого натюрморта «Цветы в вазе» Абрагама Миньона близок по типу к голландским картинам подобного жанра, так как сам мастер большую часть жизни проработал в Голландии и испытал сильное влияние голландской живописи второй половины XVII века.
Во французском искусстве XVII века натюрморты встречаются сравнительно редко. Тем более интересно отметить декоративные достоинства и живописное мастерство картины «Цветы и фрукты» неизвестного французского художника XVII века, с большим вкусом поместившего на коричневом фоне немногочисленные яркие, красочные пятна крупных цветов и плодов
"Натюрморт с яблоками" А. Барбье
Исключением для французской живописи начала XIX века, когда господствовал классицизм с его преклонением перед образами античного искусства, является скромный и простой по мотиву «Натюрморт с яблоками» (1823), подписанный именем Л. Барбье творческая биография которого пока остается неизвестной.
"Цветы" Симон Сен-Жак (1808-1860)
«Ц в е т ы» (1856) французского художника Симона Сен-Жана, специализировавшегося на подобных на натюрмортах. исполнены на первый взгляд довольно искусно, но по сути это поверхностное произведение написано под большим воздействием вкусов невзыскательной части публики.
"Цветы в глиняной вазе" Анри Фантен-Латур (1836-1904)
Известным французским художником второй половины XIX века был Анри Фантен-Латур Его маленькая по размеру картина «Цветы в глиняной вазе» (1883) привлекает удивительной свежестью красок и непосредственностью восприятия мастера.
"Букет цветов в вазе" Поль Сезанн (1839-1906)
Большое место занимает натюрморт в искусстве одного из крупнейших французских художников Поля Сезанна. Относящийся к раннему периоду его деятельности «Букет цветов в вазе» (исп. в 1873—1875г.г.) уже указывает на путь главных исканий мастера: во имя того, чтобы добиться наибольшей полноты в изображении материальности вещей, не притушая силы красок. Сезанн пришел к убеждению, что форму следует передавать самим цветом. Так, например, здесь объем вазы дан не глухими серыми тенями, а целой гаммой оттенков голубого цвета. Столь же тонко разработана и красочность букета.
"Натюрморт с драпировкой" Поль Сезанн
В зрелом произведении Сезанна — «Натюрморте с драпировкой» (1898—1899)— можно увидеть множество цветовых переходов в каждом изображенном предмете. Все формы, лишенные мелочной детализации, приобретают весомую материальность и обобщенность контура и объема. Однако эти бесспорные живописные завоевания ведут к известной утрате конкретности — здесь трудно утверждать, какие точно фрукты сверкают перед зрителем переливами желтых и оранжевых тонов.
"Подсолнечники в вазе" Анри Матисс (1869-1954)
Выдающийся французский художник Анри Матисс, стремясь выработать новый живописный язык, наибольшее внимание уделял поискам повышенно интенсивной красочности. Его небольшой ранний этюд «Подсолнечники в вазе» (1890) свидетельствует о выработке молодым художником свободного широкого мазка, которым он быстро и уверенно наносит на холст увиденное в натуре.
"Букет" Анри Матисс
Для сложившейся в 1900-х годах живописной манеры Матисса типичен «Букет» с его яркими, звучными красками, создающими радостное праздничное настроение.
"Цветы" Шарль Манген (1874-1943)
В русле колористических исканий развивалось творчество Отона Фриеза ( «Цветы» (1910), с их несколько приглушенной, но богатой красочностью) и Шарля Мангена (см. «Цветы» (1915), — несложные по мотиву, однако приятные свежестью красок).
"Пионы" Пьер Жирье (1876-1940)
Натюрморт «Пионы» (1906) — менее значительного, чем предыдущие мастера французского художника Пьера Жирье — с присущим ему контрастным сопоставлением цвета и подчеркнутыми контурами рисунка создает впечатление декоративной вышивки или ковра.
"Ваза с фруктами" П. Пикассо
Кисти одного из крупнейших художников XX века Пикассо принадлежит «Ваза с фруктами» (1909), написанная в кубистической манере. Стремясь к выявлению пластических качеств предметов и их чистой геометрической формы, Пикассо отказался от живой конкретности в передаче реальной действительности.
Наиболее поздней по времени написания является в данном комплекте картина «Ц в е т ы» (1928) итальянского художника Филиппо де Пизис, завоевавшего широкую известность светлыми и нежными по тонам и легкими и свободными по наложению мазков натюрмортами.
"Персики и груши" Поль Сезанн
"Цветы и фрукты" Неизвестный французский
художник XVII века